пятница, 26 декабря 2008 г.

Об именовании Flash-специалистов.

Меня всегда сильно смущало, принятое в нашем сообществе, деление Flash-специалистов на "флешеров" и "флексеров" по странному, на мой взгляд, принципу: если в твоей работе много графики и анимации и немного (технически несложной, но иногда весьма впечатляющей) интерактивности, то ты - "флешер". А если ты создаешь бизнес-приложения, клиент-серверные решения, сервисы и прочие "большие и серьезные вещи", изобилующие сотнями килобайт кода и ветвистыми объектными структурами, то ты - "флексер", и точка.

Когда-то Flash был лишь технологией ограниченно программируемой векторной графики и анимации. Любой работающий с ней человек, спустя короткое время, получал полный и исчерпывающий пакет знаний по этой технологии. Если этот человек обладал, ко всему, еще и способностями художника или дизайнера, то он мог с чистой совестью называть себя Flash-специалистом или попросту "флешером". Он знал о Flash почти все и умел этим пользоваться. Чем не специалист-то? Для того времени - специалист - не вопрос. Но сейчас-то ситуация совсем другая. Flash, сохранив свои прежние возможности, развился до мощной клиентской платформы с полноценным языком программирования, оброс кучей библиотек и фреймворков, а "флешеры" до сих пор владеют лишь технологией ограниченно программируемой векторной графики и анимации. Так может им следует называть себя как-то иначе? Flash-художник/аниматор/дизайнер. И для посторонних людей будет звучать понятно и солидно.

Flex - фреймворк (или технология, как угодно), позволяющий быстро создавать развитый GUI для приложений на базе Flash-платформы. Именно появление Flex позволило всерьез говорить о Flash, как о платформе для бизнес-приложений. И вот, люди, освоившие этот фреймворк, стали называть себя "флексерами". Сделали они это, по всей видимости, для того, чтобы выбиться из массы "флешеров" и заявить о своей "серьезности". Любопытно то, что они продолжают так себя называть даже сейчас, после того как поняли, что Flex - один из многих фреймворков, которые приходится использовать в работе.

На мой взгляд, все это очень глупо. Глупо называть себя по имени платформы, когда не собираешься (и не в состоянии) изучать и использовать все ее возможности. Это, как и "компьютерщик", пахнет дилетантством. Глупо программисту называть себя по имени одного из фреймворков, используемых в повседневной работе. Представте, к примеру, что Java-программисты начнут называть себя "свингерами". Думаю, ряд, весьма забавных и даже пикантных, недоразумений им гарантирован.

Если бы этим заблуждением страдали только новички и дилетанты, это было бы простительно, хотя и опасно. Но ведь и серьезные специалисты (возможно, не осознавая этого) нередко сами несут эту чушь в массы своими высказываниями в блогах, подкастах и форумах. Слова этих людей имеют ощутимый вес, как в сообществе, так и за его пределами. К ним прислушиваются, в том числе и люди, принимающие бизнес-решения т.е. наши потенциальные заказчики и работодатели. Они не склонны к разбору тонкостей терминологии и могут по-разному толковать сложившеюся неоднозначность. Будьте уверенны, в большинстве случаев, толкование будет самым неправильным. Замечу, что для этих людей это не вопрос о том, кто и как называется, это вопрос об имидже и возможностях специалистов, и платформы в целом.

Нужно что-то менять.

12 комментариев:

  1. автор >> я пишу все проекты на FDT 3.0, билдю иногда под Flash IDE (елси проект серьезный и с нуля) или Eclipsoм.
    Внимание, вопрос: кто я ? ^_^

    FDTер :)))

    ОтветитьУдалить
  2. А я что-то не слышал, чтобы флэш-технологов называли как-то иначе. Это как "зубник" что-ли? А как же тогда гинеколог...

    ОтветитьУдалить
  3. > я пишу все проекты на FDT 3.0, билдю иногда под Flash IDE (елси проект серьезный и с нуля) или Eclipsoм.

    А почему вы серьезные проекты собираете под Flash IDE? Вроде бы связка Flex SDK + Ant/Maven может собрать что угодно. Собрать, интегрировать, запустить тесты... Зачем Flash IDE?

    ОтветитьУдалить
  4. Суть не где я компилирую, а где пишу - FDT.

    ОтветитьУдалить
  5. > Суть не где я компилирую, а где пишу - FDT.

    Ну, если вас интересует мое мнение, но вы не смогли его понять из текста статьи - я резюмирую:

    Умеете хорошо рисовать - вы художник/аниматор/дизайнер. Если отлично программируете - вы программист. Умеете хорошо рисовать и отлично программируете - вы ошибаетесь.

    ОтветитьУдалить
  6. Резюмируя, скажи, что надо было написать как должность на бейджике в графе "должность" человеку, создающего приложение на flash с использование каркасов flex/mate - Flash-программист - я правильно тебя понял?

    ОтветитьУдалить
  7. > Резюмируя, скажи, что надо было написать как должность на бейджике в графе "должность" человеку, создающего приложение на flash с использование каркасов flex/mate - Flash-программист - я правильно тебя понял?

    Да, Flash-программист или Flash-разработчик, по ситуации.

    ОтветитьУдалить
  8. программист (со знанием определенных языков)
    AS2/AS3-программист а не Flash-программист.
    (не привязывайте к языку программирования : технологии, среды разработки )

    ОтветитьУдалить
  9. > AS2/AS3-программист а не Flash-программист.

    По ситуации. Если специалист настолько узок, что ничем кроме AS2 или AS3 не владеет, то вы правы. Однако, на мой взгляд, хороший специалист должен позиционировать себя чуть шире т.е. не над языком, а над платформой (.NET, Java, Flash).

    Таким образом, Flash-программист должен владеть AS3, MXML, CSS, JS, HTML и, возможно, еще чем-то. И ничего сверхъестественного в этом нет. Когда я занимался Java-программированием, кроме собственно Java, необходимо было знать, как минимум, JSP и SQL. Нередко требовалось использовать JS, HTML и CSS. Это нормально.

    ОтветитьУдалить
  10. http://theflashblog.com/?p=627 - мнение от одного из евангелистов из Adobe :)

    ОтветитьУдалить
  11. > http://theflashblog.com/?p=627 - мнение от одного из евангелистов из Adobe :)

    Спасибо огромное за ссылку, Константин.

    Феноменально! Lee Brimelow высказывает практически мои мысли: Flash - это платформа, Flex - это фреймворк, а специалистов следует делить на разработчиков и дизайнеров. Даже аналогия приведена та же:

    "I see it as something similar to someone specializing in Java Swing development. Even though they specialize in Swing development, they still are a referred to as a Java developer."

    Но, на мой скромный взгляд, в моей статье эта аналогия лучше обыграна. :)

    ОтветитьУдалить
  12. Мне больше всего нравится утверждение про AS-программиста. Хотя вот вопрос насчёт того необходимо ли версии указывать. Наверное тоже нужно так как уж очень большие различия - особенно тех кто недавно этим делом занялся и избалован логикой AS3

    ОтветитьУдалить